Михайлова Анастасия Владимировна, инструктор по физической культуре

Развитие двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста через организацию музыкально-ритмических игр и упражнений

 Проблема состояния  физического и психического здоровья подрастающих поколений являются сегодня  поистине глобальной проблемой.  Это объясняется  тем, что именно в детском возрасте достаточно интенсивно развиваются  и созревают основные психические и двигательные функции  организма, т.е. закладывается будущее  здоровье человека (Н.А.Амосов, В.К.Бальсевич, И.И.Брехман).

Исследования свидетельствуют  о том, что современные дети имеют  «двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимых детьми в течение дня, ниже возрастной нормы. Большую часть времени дети проводят в статичном положении (на занятиях, у телевизора и т.д.), вследствие этого происходит нарушение функционирования органов.

Решение данной проблемы нужно начинать как можно раньше, с дошкольного возраста, когда  формируются основы мировоззрения, отношение к окружающему миру. Необходимо проводить активную оздоровительную работу с детьми старшего дошкольного возраста, т.к. к этому времени дети достаточно хорошо владеют различными движениями, у них интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат, повышаются возможности различных систем к нагрузкам (М.А. Рунова, Е.А. Тимофеева, Т.И. Осокина.).

ФГОС Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и целостного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

  развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

  накопление и обогащение двигательного опыта у детей (овладение основными движениями);

  формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Образовательная область» Физическое развитие» должна быть направлена, главным образом, на достижение важнейшей цели – формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков. 

Вся работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей в дошкольном отделении выстраивается с широким применением игровой деятельности, а вся двигательно-игровая деятельность ребенка считается основой его физического развития, обучения, оздоровления и воспитания

 Самой природой в людях  заложено стремление к двигательной активности. Уже с первых лет жизни  ребенок начинает совершать движения ручками и ножками. Поначалу они  кажутся бессмысленными, но их огромный смысл заключается в том, что они обеспечивают рост и развитие ребенка. Следовательно, двигательная  активность необходима с самого раннего возраста. Двигаясь, дети познают мир, в движении происходит полноценное развитие ребёнка, отмечают М.А. Рунова, Ю.Ф. Змановский, Э.Л. Степаненкова.

От двигательной активности во многом зависит развитие моторики, физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость, гибкость), состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала по разным предметам, настроение и долголетие человека, по утверждению Кармановой [11,С.6].

Невозможно представить здорового ребёнка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей можно всё чаще встретить среди воспитанников детских садов.

В связи с  проблемами здоровья и экологии, пониженной рождаемостью, уменьшением двигательной активности детей вследствие научно-технического прогресса, перед учёными встаёт серьёзный вопрос об увеличении двигательной активности и разработке новых способов и средств повышения двигательной активности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

 Двигательная  активность оказывает положительное  влияние на весь организм ребёнка.

В числе средств  повышения  двигательной активности в процессе самостоятельной деятельности детей, Н.А. Евстратова, Воротилкина выделяют музыкально-ритмические движения  и игры. Музыкально-ритмические движения вызывают интерес, заставляют переживать музыкальные образы, сопереживать музыке и выражать свои чувства в движениях, что ненавязчивым образом ведет к развитию физических качеств и повышению двигательной активности, а это, в свою очередь, обеспечивает нормальное развитие физических и психических функций и крепкое здоровье, что так необходимо современному ребенку.

  Значение музыкально-ритмических движений на разностороннее развитие дошкольника.

В последнее время  большой популярностью пользуется ритмическая гимнастика, которая основана на сочетании ритмичной эмоциональной музыки и упражнений.

Ритмическая гимнастика –  один из видов  физкультурно-музыкальной  деятельности, в котором содержание музыки, её характер и образы передаются через движение. Разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения являются основой, а музыка используется как средство более глубокого их восприятия и понимания. Одним из важнейших значений ритмической гимнастики является обогащенние занятий эстетическим содержанием, привлечение внимания детей к выразительным, точным, красивым движениям, которые эффективны в разностороннем воздействии на организм[15.c.105].

В процессе музыкально-ритмических  занятий наряду с задачами общего физического развития, оздоровления, решаются задачи эстетического воспитания. Музыка, хорошо подобранная к движениям, помогает занимающимся закреплять мышечное чувство, а слуховым анализаторам запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это постепенно воспитывает музыкальную память, закрепляет привычку двигаться ритмично красиво. Овладевая новыми, все более сложными музыкальными движениями, занимающиеся стремятся соразмерять их во времени и пространстве, подчинять ритмическому рисунку, требованиям пластики и внешней выразительности.

Возможность использования бесконечных вариаций движений (по форме, структуре, последовательности выполнения) в зависимости от создаваемого музыкального образа позволяет занимающимся расширить представление о двигательных возможностях организма, познавать закономерности движений во взаимосвязи с музыкой и таким образом практически осуществлять связь между умственным образованием и физическим воспитанием.[17.c.5]

 Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, тем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно, в свою очередь, способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательные анализаторы.

Музыкально-ритмические  движения можно рассматривать как  волевые проявления, так как ребенок  действует сознательно, выполняя поставленные перед ними задачи[13.c.119.]

В процессе музыкально-ритмических занятий наряду с задачами эстетического воспитания решаются важнейшие задачи общего физического развития.

Следовательно, путем подбора соответствующих музыкальных произведений можно вызвать определенные двигательные реакции, организовать и влиять на их качества.

Занятия ритмикой имеют  большое оздоровительное и гигиеническое  значение. Музыкальный ритм организует движение, повышает настроение занимающихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергично, что усиливает их воздействие на организм, повышают работоспособность, а также обеспечивают оздоровление. Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с движениями других детей, учат пространственной ориентации, закрепляют основные виды движений, отмечают Е.Н. Вавилова, Э.Я. Степаненкова, О.П. Радынова, М.Л. Палавандашвили, Ж.Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина.

  Источниками  движения для ритмики принято  считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения.

Из физических упражнений в ритмике  применяются основные движения (ходьба, бег и другие), общеразвивающие  упражнения и строевые упражнения. Также используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев. Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок  животных и птиц, передвижение разнообразного транспорта, действий, характерных для каких либо профессий.[13.c.132.]

 На основе источников движений принято выделять следующие  виды музыкально-ритмических движений:

Игроритмика

Игрогимнастика

Танцевально-ритмическая гимнастика

Музыкально-подвижные игры

Игры-путешествия (или сюжетные занятия)

Креативная гимнастика

Танцы, пляски, хороводы.

Музыкально-ритмические  навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, танцев, игр-путешествий, комплексов ритмической гимнастики. Конечно, некоторые упражнения требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений т.к. необходимо упражнять детей в точном исполнении ритмического рисунка, акцента.

В основу музыкально-ритмических  упражнений, одного из видов музыкально-ритмических  движений, входят основные виды движения, такие как:

Различные виды ходьбы: бодрый шаг, спортивно-торжественная  ходьба, спокойный шаг, высокий шаг, шаг на носках, пружинистый шаг и т.д.

Виды бега: легкий бег, неторопливый бег, танцевальный или пружинистый бег, широкий бег, высокий бег, бег с замахом голени назад, бег с высоким подниманием бедра, подскоки  и т.д.

Прыжковые серии.

Музыкально-ритмические  упражнения условно принято делить на подготовительные и самостоятельные.

Упражнения, в которых  предварительно разучиваются отдельные  виды движений относят к группе подготовительных. Дети учатся ритмично выполнять движения такие как: «пружинка», поскоки, прямой галоп и т. д. В дальнейшем, эти движения включаются в музыкальные игры, элементы танцев, в образные упражнения, сюжетные композиции  и они служат средством выразительной передачи музыкальных образов .

 Своеобразной формой музыкально-ритмических движений являются комплексы ритмической гимнастики.

Упражнения ритмической  гимнастики являются наиболее доступными и эффективными. Доступность музыкально-ритмической гимнастики основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность – в её разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека.

Удовлетворяя естественную потребность в двигательной активности, ритмическая гимнастика, в которую входят: общеразвивающие упражнения, элементы акробатики, различные виды и способы  ходьбы и бега,  прыжков и поскоков, перестроения, элементы танцев под музыку, способствует гармоническому развитию личности. В движении под музыку каждый имеет возможность выразить себя, раскрыть свою индивидуальность, передать чувства, настроение, мысли, развивать творческое воображение.

В дошкольных учреждениях  используются только простейшие элементы современного танца, доступные детям дошкольного возраста.

Видом музыкальных движений является музыкальная игра. Это важнейший  метод музыкального развития. Игра – наиболее активная и творческая деятельность, направленная на выражение  эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями – все это углубляет восприятие и понимание музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки[15.c.113.].

Игры разделяются на сюжетные и несюжетные. В сюжетных играх выступают определенные персонажи, развертываются действия и решается основная задача –  передать музыкально-игровой  образ персонажа. Правила несюжетных игр связаны с музыкой. Важно выполнить задание, связанное с общим настроением музыки, её выразительными средствами. В таких играх решается задача – двигаться в соответствии с содержанием и формой музыкального произведения.

Музыкальные игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру – к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.

Все виды музыкально-ритмической  деятельности описанные выше, имея яркую эмоциональную окраску, разнообразность, доступность и форму интересную детям, положительно влияют на формирование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Поскольку, в основе этих музыкально-ритмичеких движений лежат двигательные умения детей, их рекомендуется использовать в физическом воспитании.

Одним из основных средств физического воспитания детей дошкольного возраста являются гимнастические упражнения, которые благотворно влияют на нормальный рост и развитие ребенка. Правильный подбор упражнений, учитывающих анатомо-физиологические особенности детского организма, развития физических качеств, укрепления здоровья детского организма, формирования правильной осанки, детей и пр.

Результаты современных научных исследований позволяют скорректировать существующие программы, ввести новые формы занятия физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста. Одной из таких форм занятий является разработанный комплекс ритмической гимнастики.

Разнообразные гимнастические упражнения, включенные в комплексы, подобраны по их направленности на проработку определенных мышечных групп, дозировке, интенсивности в соответствии с научными рекомендациями и характером музыкального сопровождения.

Специально  подобранная музыкальная фонограмма скомпонована с учетом темпа отдельных музыкальных фрагментов, входящих в определенную часть комплекса.

 Обучение музыкально-ритмическим  движениям в старшем дошкольном  возрасте.

При освоении детьми музыкально-ритмическим движениям используются следующие педагогические воздействия:

словесный:- универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты,  описывается техника движений в связи с музыкой и т.д. Это определяет разнообразие словесных методических приемов в обучении: рассказ, беседа, объяснение, обсуждение, словесное сопровождение движений под музыку.

наглядного восприятия :

В основе лежит подражание детей образцу исполнения движений в процессе совместной деятельности. «Вовлекающий показ»(по С.Д. Рудневой) помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения. Методические приемы наглядного восприятия способствует более  быстрому, глубокому и прочному усвоению программы музыкально-ритмического воспитания, повышению интереса к  изучаемым упражнениям. К ним  можно отнести также: показ упражнений, иллюстраций, фотографий, слайдов, прослушивание ритма и темпа движений, музыки.

практический:

Основан на активной деятельности занимающихся. Практически каждое упражнение курса музыкально-ритмического воспитания можно приостановить в любой фазе для уточнения двигательного действия, улучшения выразительности движений и т.п.

С помощью музыкальных  игр решаются задачи  на согласование движений с музыкой и усложняется  внесением элемента соревновательности, который способствует совершенствованию  и закреплению полученных умений и навыков.

К игровому методу обучения обращаются при проведении музыкально-ритмических игр. Данный метод основан на элементах соперничества детей между собой и повышении ответственности каждого за достижение определенного результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.

Названные методы обучения на практике, могут быть дополнены различными приемами педагогического воздействия на детей.

В ритмике применяется последовательное разучивание музыкально-ритмических  движений с учетом сложности движения, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Также при обучении детей  музыкально-ритмическим движениям  необходимо использование практического  метода. Разучивание проходит последовательно, и для усвоения наиболее сложных  элементов движений используют предварительные упражнения. Особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, подскоков, подпрыгиваний, сгибания и разгибания рук в исходном положении лежа на груди., и т.д., а затем уже включать в связки, игры, танцы. Такое построение занятий облегчает освоение навыка. Подготовительные упражнения следует облекать в интересную, занимательную форму, используя для этого игровой и частично соревновательный метод. Также важен правильный, грамотный, выразительный показ взрослого, который в большой мере определяет качество детского исполнения[13.c.138.].

Первый этап – начальный. познакомить детей с новым упражнением, танцем или игрой; создать целостное впечатление о музыке и движении, и начать разучивание.

Педагог прослушивает вместе  с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы  и показывает музыкально-ритмическое  движение, стремясь пробудить в  детях желание разучить его.

Второй этап – основной. Здесь углубленное разучивание музыкально-ритмического движения, уточнения его элементов и создание целостного образа, настроения .

Педагог дает необходимые  разъяснения, напоминает последовательность действий, своевременно, доброжелательно оценивает достижения детей. Если появляются трудности, воспитателю следует вновь обратится к музыке, её выразительным средствам, наглядному показу движений.

На третьем, закрепляющем этапе обучения происходит закрепление представления о музыке и движении, поощрение детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем иметь их в повседневной жизни.

 

  Условия развития двигательной  активности детей старшего дошкольного возраста.

В процессе развития, организации и оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста следует создавать такие условия, которые содействуют решению комплекса оздоровительных, воспитательных и образовательных задач [19,С.28].

М.А. Рунова выделяет следующий  ряд условий, необходимых для оптимального развития двигательной активности:

1. Рациональное сочетание разных видов занятий и форм двигательной активности.

Осуществляется  под руководством педагога. Должно представлять собой определённый двигательный режим, в котором общая продолжительность двигательной активности детей составляет не менее 60% от периода бодрствования. При этом необходимо обеспечить не только выполнение режима по времени, но и по объёму и интенсивности ДА. При выполнении данного условия необходимо рациональное педагогическое воздействие, учитывающее особенности каждого ребёнка.

2. Введение дополнительных занятий

Успешное развитие ДА детей может быть достигнуто за счёт внесения наряду с общепринятыми формами работы дополнительных занятий по физической культуре: оздоровительный бег на воздухе, гимнастика после дневного сна, пробежки по массажным дорожкам, ритмическая гимнастика, плавание, массаж.(М.А. Рунова)

3. Сочетание движений разной интенсивности. Оздоровительный эффект разных комплексов физических упражнений и подвижных игр может быть обеспечен при условии целесообразного сочетания движений с разной степенью интенсивности.

4. Эффективная организация учебных  занятий

Важно правильно распределять детей на подгруппы во время физкультурных занятий в зависимости от типа ДА, уровня развития ДА, условий проведения (в помещении или на воздухе), содержания занятий и методики педагогической работы, а также от индивидуальных особенностей детей.

5. Учёт индивидуальных особенностей ДА детей  в самостоятельной деятельности Важно стремиться к тому, чтобы дети творчески использовали весь арсенал подвижных игр и  упражнений, разученных во время организованных видов занятий, подчёркивает М.А. Рунова. При этом педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности ДА детей во время самостоятельной деятельности.

6. Дифференцированный подход с учётом индивидуального уровня двигательной активности детей

С помощью  разных педагогических приёмов можно  добиться постепенного вовлечения малоподвижных детей в активную деятельность, а также переключения детей с высокой интенсивностью ДА с активной на более спокойную деятельность.

7. Проведение коррекционной работы

Такую работу необходимо проводить с ослабленными, часто болеющими детьми, имеющими различные отклонения в физическом развитии. При этом необходимо тщательно отбирать комплексы упражнений с учётом состояния здоровья и физического развития каждого ребёнка.

8. Организация активного отдыха  детей

При создании рационального развития двигательной активности детей важно не забывать об активном отдыхе детей. К нему относятся: недели здоровья, физкультурные праздники, спортивный досуг.

9. Взаимодействие с родителями

Для нормального развития двигательной активности целесообразно предусмотреть совместную физкультурно-оздоровительную работу детского сада и семьи. Родителей необходимо познакомить с разными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировать о состоянии здоровья и физическом развитии, а также об уровне двигательной подготовленности их ребёнка, привлекать родителей к совместному участию в физкультурных досугах и праздниках [19,С.31-35].

Нормальное  развитие двигательной активности детей необходимо планировать. Планирование работы над развитием и повышением ДА детей является необходимым условием.

Таким образом, можно сделать вывод, что существуют условия, благодаря которым развивается двигательная активность детей дошкольного возраста. Данные условия необходимо выполнять, так как игнорирование этого вопроса может привести к плачевным результатам в развитии ребёнка в целом. Следовательно, данный вопрос является важным и необходимым фактором для успешного развития двигательной активности и ребёнка дошкольного возраста в целом.

  Особенности организации двигательной активности дошкольников

Организация рациональной двигательной активности является основным условием нормального развития ребёнка и обеспечения жизнедеятельности его организма.

От рационально организованной двигательной активности зависит психическое состояние ребёнка, его самочувствие и настроение. Кроме того, имеется прямая взаимосвязь между двигательным ритмом и умственной работоспособностью ребёнка [1,С.55].

Вредна как  недостаточная, так и излишняя двигательная активность. Правильной организацией её можно корректировать. Отправной точкой в организации ДА должна стать естественная потребность организма в движении для дошкольников.(В.Г.Алямовская).

Двигательная  активность будет считаться оптимальной при следующих условиях:

• Соотношение покоя и двигательной деятельности равно 3% к 7%;

• Не наблюдается признаков выраженного  утомления или рассеянности;

• Не отмечается повышение артериального давления вечером или в конце недели у большинства детей группы;

• Величина физической работоспособности не только соответствует стандартным возрастным показателям, но и наблюдается её положительная динамика.

Оптимальность двигательной деятельности может быть достигнута, если дети в среднем занимаются физическими упражнениями разной степени активности  не  менее 1- 1,5 часов  ежедневно, а  также  при  наличии соответствующих условий для самостоятельной двигательной деятельности В.К. Бальсевич отмечает, что перегрузки организма ребёнка, связанными с большим силовым напряжением недопустимы.

Подбирая игры и упражнения необходимо учитывать динамический характер, влияние на все группы мышц, соответствие игр сезону, погоде, применение разных приёмов, рациональное использование оборудования, создание благоприятных условий, самостоятельную деятельность, индивидуальные особенности [19,С.15].

Таким образом, только при правильно организованной двигательной активности можно удовлетворить естественную потребность детей в движении, развить важную потребность в двигательной активности, предотвратить болезни. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в приделах оптимальных величин, соответствующая нормам двигательной активности и уровню развития детей.


15 октября 2024 в 08:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.